страничка психолога

страничка психолога

 

     Роль семьи в сохранении эмоционально-психологического здоровья ребенка.

 

"Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья..."

                                                                                            Василий Васильевич Зеньковский

 

     Рождаясь, человек приходит в ту семью, которую создали его родители. Именно в семье в семье закладываются основы характера ребенка, таятся его будущие победы и неудачи. В семье ребенок формируется как личность.

 

     В современных условиях дети проводят в учебном заведении большую часть дня.Зачастую родители не имеют возможности или не хотят поступаться своими профессиональными интересами, они весьма заняты; детям уделяется меньше внимания, чем это необходимо. Помните! Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома!

Родители испытывают затруднения в передаче в передаче детям семейных традиций, духовного опыта. Во многих семьях нет единства действий, мнений, обязательных для воспитания детей. Несмотря на то, что воспитательные возможности семьи резко сократились, именно семья сейчас несет и должна нести далее основную нагрузку в формировании личности ребенка, усвоения традиций и опыта старших поколений, в сохранении эмоционально-психологического здоровья.

Семья - это общая духовность, традиции. Школа же является лишь её союзником, "соавтором", помощником родителям в воспитании детей.

В наш прагматичный век, когда "дети и внуки как должное, с охотой наследуют материальные богатства, на самом деле есть только два настоящих дара, которые человек может в наследсво: "первый - родовые корни, второй - принципы и духовные ценности".

     Современные дети.

     Сегодняшние дети совсем не те, которых описывали классики мировой педагогики. Современные дети во многом отличаются от тех, кто ходил в детский сад и школы 20, 10 и даже пять лет назад.

При сравнении современного ребенка с детьми прошлых лет, педагоги с опытом работы и родители, которые уже имеют взрослых детей или малых внуков, отмечают что:

  • оставить дома современного ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста даже на короткий период невозможно;

  • поговорить с подругой на улице, или где-то ещё, если с вами ребёнок тоже невозможно. Ребёнок всё время будет дергать вас за одежду, говорить, вертеться, капризничать и всячески стараться обращать внимание на себя. А лет 20-30 назад ребенок вел бы себя спокойно и ждал завершения разговора;

  • со сверстниками или в кругу взрослых людей будет уверенно и даже настойчиво отстаивать собственное мнение. Может даже прибегнуть к антисоциальным поступкам или же "уйти в себя", если чувствует, что его не понимают;

  • в школее на уроке, если знает ответ на поставленный вопрос, будет активно тянуть руку, подпрыгивать, выкрикивать, делать всё чтобы его заметили и даже сказать. Если не давать ребёнку возможности высказаться он обижается, иногда настолько, что не желает в дальнейшем учиться и отвечать педагогу.

Изменилась сегодня и сама ситуация развития детей:

  • Во-первых, резко возросла информированность детей. Если раньше основным источником получения ребенком информации о мире была школа, то сегодня СМИ, Интернет. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Но информация эта зачастую бессистемна, объёмна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.

  • Во-вторых, современные дети относительно мало читают. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, которая содержит духовно-нравственный опыт предыдущих поколений.

  • В-третьих, для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Практически нет общих игр, что затрудняет усвоение детьми системы моральных норм, нравственных принципов, формирование эмоциональной отзывчивости.

  • В-четвёртых, сегодня дети и подростки более открыто выражают и отстаивают своё мнение. В то же время наблюдается снижение доверия к миру, повышение уровня тревожности, неуверенности в себе.

     Вопрос о правильном воспитании детей всегда остро и актуально стоял для родителей. Менялись ценности и политические взгляды, а проблемы воспитания неизменно волнуют взрослых.

Семейное воспитание во все времена и всегда являлось основой. От того, какой эмоционально-психологический климат и культура в семье зависит во многом поведение, и здоровье вашего ребенка. И очень важно постоянно "держать руку на пульсе", наблюдая за реакцией ребенка на формы и методы воспитания, использованные вами. Ведь ребёнок может полностью наследовать и копировать поведение своих родителей, а может на основе отрицательного опыта, полученного им в семье, отказаться от шаблона родительского поведения. Грань между этими двумя абсолютно противоположными жизненными дорогами очень тонка.

Уделяйте Внимание! Внимание родителей - наилучшее средство от болезни детей.

Школьные психологи особое внимание всегда уделяют таким периодам, как

  • Поступление в 1 класс и адаптация детей в школе;

  • Окончание начальной школы и переход в среднее звено, т.е. адаптация к 5 классу;

  • Период острого подрасткового кризиса - 8 класс;

  • Переход в старшее звено;

  • Подготовка к ГИА.

По статистике именно в эти периоды дети болеют чаще. Оказывается, не "умышленные сквозняки" якобы устроенные воспитателями в д/с или учителями в школе, как считают некоторые родители, не слабый иммунитет и не скопление микробов и вирусов является той причиной.

Главной причиной болезни ребенка является "отдаленность" от родителей, нехватка внимания.

Вы не замечали, что дети, которым уделяют достаточно внимания и те, которые много знают, уверены в себе? Такие дети меньше плачут, а больше улыбаются. Чем больше знает ваш ребенок, тем меньше ему нужны драки с его друзьями и одноклассниками. Плюс ко всему этому, талантливые дети - самые лучшие дети во всем свете. Они буквально переполнены теми чертами, за которые мы их любим. А задираются, плачут и отказываются что-либо выполнять только те, которых не научили ставить перед собой никаких целей, дети, которым не хватает внимания и знаний.

Родители, которым повезло с детьми, обычно имеют детей, которым повезло с родителями.

Дорогие родители, не ждите, пока ваш ребенок начнет с помощью болезней отвоёвывать ваше внемание. Будьте внимательными к своему ребёнку, и он сам вам подскажет, чего он хочет.

Дайте возможность ребёнку действовать самостоятельно, возможность принимать решения самому. Развивайте самостоятельность своего сына или дочки - это поможет им в будущем.

Общение с детьми и подростками показывает, что как только на них перестают давить родители и общество, а дают шанс принимать решения самим, то они поднимаются на ступеньку выше в развитии личности.

Авторитет.

Особенности воспитания ребёнка зависят во многом от особенностей его характера и темперамента. Если на одних детей запрет действует как красный сигнал сфетофора, то на других устные запреты и наказания не окажут никакого влияния. Многим детям более всего подходят разъяснительные формы.

И, конечно же, стоит сказать о неоспоримом авторитете родителей. Задумайтесь, какой авторитет вы имеете у своих детей? Авторитет, приобретённый на основе уважения, или авторитет, навязанный силой и подкупом.

Первый тип авторитета приобритается не так быстро и просто, как хотелось бы, но имеет основное значение в вопросах воспитания. Второй вид авторитета очень противоречив и зачастую провоцирует лишь демонстративное поведение ребёнка, который поступает при взрослых так, как нужно, а в его отсутствии отклоняющимся от норм и правил поведения.

Родительские "нельзя".

Уникальных правил воспитания не существует. Все родители разные и одинаковых детей тоже не бывает. Но всё же есть некоторые заповеди, соблюдение которых поможет вам в воспитании нравственно полноценного, психологически здорового ребёнка с адекватным восприятием своего места в семье и в дальнейшей жизни.

  1. Не унижайте ребёнка! Иногда хочется сказать что-то наподобие: "Голова у тебя на плечах есть? Или ты бестолочь?" Сдержитесь, не разрушайте свой положительный образ.

  2. Не угрожайте! Угрозы не улучшают поведения, они не только бесполезны, но и подрывают ваш авторитет, так как почти не выполняются.

  3. Не требуйте обещаний! Маленький ребёнок ещё очень плохо понимает, что это такое. А привыкнув не исполнять обещаний, взрослея, не будет считать их ценными.

  4. Не опекайте чересчур сильно! Ребёнок теряет веру в собственные силы и не пытается делать что-то самостоятельно.

  5. Не требуйте немедленного повеновения! Вам не понравится, если кто-то прикажет вам немедленно бросить все дела и сделать что-то. Ребёнок тоже должен чувствовать уважение к себе.

  6. Будьте последовательны! Если у вас сегодня настроение хуже, чем вчера, это не значит, что сегодня ребёнку следует запретить то, что вчера было можно. Он запутается в ваших требованиях и не поймёт, что от него хотят.

  7. Не лишайте ребёнка права быть ребёнком! Только представьте себе, что вам удалось воспитать идеального во всех отношениях ребёнка: послушного, аккуратного, тихого, честного... Вы думаете он действительно такой? Нет! Это ребёнок под маской. Он не чувствует себя счастливым. Наружное благополучие только прикрывает внутренние эмоциональные проблемы.

     Так давайте дадим право нашим детям не быть идеальными!

Дата последнего обновления страницы 27.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения